getnewpost: (Default)
getnewpost ([personal profile] getnewpost) wrote2012-10-22 01:01 pm

Про базовое доверие к миру

Я не очень люблю это понятие, так широко распространенное в ЕР-среде... Нет, само по себе базовое доверие вещь хорошая, и действительно, имеет место быть нечто, что можно в общем описать словами "базовое доверие к миру", но вокруг этого понятия, восходящего еще к Эриксону, столько уже накручено всякого лишнего, что, по моему, все это стало неполезно для самих родителей...
Базовое доверие к миру - это определенный комплекс иррационально-эмоциональных ожиданий от мира, и этот комплекс ожиданий существует не у детей, а у взрослых людей. К детям, по моему мнению, некорректно применять это понятие - базовое доверие к миру, Да, это базовое доверие закладывается в первый год жизни, если связь с мамой была полной и удовлетворяющей. Но! Чтобы ощущение удовлетворенности или неудовлетворенности, живущее в ребенке, сформировалось в некий комплекс ожиданий от мира, потребуется еще не один год и много-много опыта, подтверждающего или опровергающего начальные ощущения ребенка. И когда психика ребенка превратится в психику взрослого человека - из всего этого опыта получится базовое доверие или недоверие...
Я почему это вообще пишу? А потому что спекуляций вижу на этом много - вот полуторалетний шилопоп убегает на улице от мамы - это у него базовое доверие к миру ! (вместо того, чтобы учить держаться рядом со взрослыми на улице) Общительный ребенок активно знакомится с незнакомыми взрослыми, а другой его сверстник осторожен и держится рядом с мамой - и тут снова часто можно услышать про базовое доверие миру внезапно. Хотя это далеко не про базовое доверие, а про много что может быть. Малыши из дома ребенка часто любую женщину зовут мамой и готовы идти за ней куда угодно - это разве базовое доверие? Нет, это голод по надежной привязанности и недостаток заботы. Стопроцентные слингодетишки часто недоверчивы к незнакомцам и крепко держатся за мамину юбку - это разве недоверие к миру? Вовсе нет, это крепкая привязанность к маме и адекватное разделение людей на "своих-чужих"(т.н. поляризация привязанности) Ребенок подрастет, научится различать незнакомых людей еще и по другим признакам, а не только по "свой-чужой",  и от его необщительности и следа не останется :) (если ребенок не интроверт конечно)
Детские психологи тоже порой добавляют - ах, ваш ребенок необщителен, несмотря на то что слинг, гв , сс? так это вы виноваты он ваше недоверие миру зеркалит и показывает! А ребенку между тем полтора-два года и он еще не дорос до социума в принципе. В общем, от этого базового доверия родителям только вина и сомнения или лишнее самомнение, а не реальная польза...
Базовое доверие/недоверие - это, имхо, про взрослых. Недоверие - это иррациональные страхи, тревожность, опасения, подозрения, ожидание беды, панические атаки и так вплоть до психозов. Доверие - это отсутствие всего иррационального вышеперечисленного и адекватный эмоциональный ответ на людей и события. Т.е. подозреваем подозрительных, а не всех, боимся страшного, тревожимся, когда есть для этого причины и т.п.

[identity profile] red-foks.livejournal.com 2012-10-22 06:08 am (UTC)(link)
Наличие/отсутствие базового доверия к миру по взрослым видно очень хорошо, да.

[identity profile] getnewpost.livejournal.com 2012-10-23 01:58 am (UTC)(link)
Я сама тому яркий пример :)

[identity profile] meridian-30.livejournal.com 2012-10-22 06:28 am (UTC)(link)
вот когда проскакивают посты в альфа-пэрентинг типа "ребенок 2 года радостно общается с незнакомцами" и комментарии к ним "оо, это базовое доверие к миру" у меня точно включается тревога "ай-яй-яй, что-то не так с моим ребенком", потому что она при виде незнакомцев, которые жаждут общения, вжимается в мои колени и делает вид, что ее здесь нет)) и я тоже склоняюсь к мысли, что такое поведение для двухлетки более, так сказать, здраво, но все равно тень сомнения пробегает))

[identity profile] islandena.livejournal.com 2012-10-22 01:17 pm (UTC)(link)
У нас то же самое. Такие же мысли и такие де сомнения.

[identity profile] getnewpost.livejournal.com 2012-10-23 02:16 am (UTC)(link)
Мне кажется, в этой ситуации все неоднозначно и индивидуально вообще - во первых нельзя сравнивать к примеру активную девочку с задумчивым мальчиком или даже активную девочку с задумчивой девочкой. И девочек с мальчиками тоже...
Во-вторых, возбудимые дети могут тоже по разному себя вести - один возбудимый будет очень открытым и общительным, но при этом будет ночью плохо спать и иметь другие неврологические проблемы - т.е. нервная система не оттормаживает сигнал "чужой", но стресс от общения с чужими людьми ребенок все равно получает даже если внешне он просто супер-позитивный. А выходит этот стресс боком через напряжение нервной системы.
Другой чувствительный и возбудимый ребенок наоборот будет выдавать более яркие негативные реакции на чужих, медленнее учиться общаться и т.п. но зато этим избежит перегрузок для нервной системы.... и еще масса, масса факторов может быть, так что одно и то же внешне явление может обозначать противоположные состояния у ребенка. и с "базовым доверием" тут выходит только спекуляция и совершенно некорректное сравнение разных детей.
И да, я насколько вижу ЕР детей, чаще они до 2,5-3х лет чужих сторонятся, а потом становятся намного более общительными, если темперамент соответствующий :)

[identity profile] daralian.livejournal.com 2012-10-22 06:55 am (UTC)(link)
обожаю тебя!
все очень четко и прямо под всем ппкс.

[identity profile] getnewpost.livejournal.com 2012-10-23 02:30 am (UTC)(link)
спасибо :) Я тут выпала из ЖЖ порядком, как у тебя дела? :)

[identity profile] daralian.livejournal.com 2012-10-23 08:32 am (UTC)(link)
у меня очереднойинтернет-проект, уже 16 дней из 40 прошли. триста птьдесят участников, но было больше пятиста вначале, поэтому уже легче. но в ленте и своем основном жж практически не успеваю появляться.
абонимент с дочей в зоопарк купили и ходим туда гулять. оказывается я очень рядом с ним живу, всего в одной остановке:)
в гости приглашаю пользуясь моментом, мы уже совсем-совсем обустроились:)

[identity profile] rigatta.livejournal.com 2012-10-23 10:47 am (UTC)(link)
Извините, пожалуйста, что вклиниваюсь. Меня заинтересовал абонемент в зоопарк, мы тут тоже живем неподалеку, но я никогда о таком не слышала и на сайте их тоже информацию не нашла.

[identity profile] daralian.livejournal.com 2012-10-23 10:56 am (UTC)(link)
я у них на кассе увидела. 500р. на месяц без ограничений по количеству посещений. выписывается на паспорт и действует при его предъявлении в течение месяца с момента приобретения

[identity profile] rigatta.livejournal.com 2012-10-23 11:01 am (UTC)(link)
О, это просто отлично! Спасибо большое за информацию!

[identity profile] getnewpost.livejournal.com 2012-10-24 03:04 pm (UTC)(link)
о, прогулки в зоопарке просто мечта :) я уже от тоски вою на прогулках в нашем дзержинском районе...
пиши в личку адрес-телефон и когда приезжать! :) до выходных я совершенно свободна)))

[identity profile] daralian.livejournal.com 2012-10-24 04:41 pm (UTC)(link)
ура! уже отправила:)
приезжайте в любое время. вот прямо вообще в любое - мы все время дома.
если завтра получится, то вообще красотень:)

[identity profile] grey-wallaby.livejournal.com 2012-10-22 07:38 am (UTC)(link)
как всегда, легло на благодатную почву! мне очень надо быо это прочитать, а то я уже начала сомневаться- а все ли в порядке с моим ребенком, который чурается чужих?

[identity profile] getnewpost.livejournal.com 2012-10-23 02:35 am (UTC)(link)
Какие ваши годы :) у меня Юра тоже чурался, а теперь он у нас самый общительный в семье)))

[identity profile] fina-ru.livejournal.com 2012-10-22 10:29 am (UTC)(link)
Если ты помнишь, то я считаю вообще это понятие абсурдным. Если мы защищаемся от агрессии на улице или проявляем осторожность в новом месте - разве это признак недоверия или доверия? По-моему, это признак адекватности.
Понятие "базовое доверие к миру" - сильно искажено и очень далеко от источника.

[identity profile] getnewpost.livejournal.com 2012-10-23 02:23 am (UTC)(link)
Да, я помню тот твой пост :)
Вот в эту же тему, как мне кажется, прямо сегодня прочитала:
http://maria-gorynceva.livejournal.com/464674.html

[identity profile] fina-ru.livejournal.com 2012-10-23 09:00 am (UTC)(link)
Да, прекрасный пост. Пожалуй, я сделаю его перепост. Спасибо за ссылку.

[identity profile] islandena.livejournal.com 2012-10-22 01:28 pm (UTC)(link)
Спасибо, что ты это написала! Знаешь, это совсем не самоочевидные вещи, может, потому, что понятие уже, действительно, затаскали. Я себя на этих мыслях часто ловлю. Почему мой ребенок, у которого все такое еэристое, боится других детей и вообще предпочитает от меня далеко не уходить нигде. А на площадке дети-искусственники, от рождения живущие в отдельной комнате и не знающие, что такое слинг и высаживание, легко идут на контакт с кем угодно и тусят все вместе (пока Ваня зарывается в мою юбку). И мои сомнения именно так и формулировались: почему у них доверие, а у моего - нет. И сколько себя ни убеждай, что это нормально для его возраста, что мы с мужем оба интроверты, так в кого бы ему и тд. - это плохо работает, потому что светлый образ базового доверия в голове горит.
На днях начала читать Эриксона, чтобы по источнику, а не по интернет-пересказам понять, что это за возраста человека, и тут твой пост. Люблю такие совпадения! Спасибо!

[identity profile] getnewpost.livejournal.com 2012-10-23 02:28 am (UTC)(link)
Затаскали, правда затаскали :) Юра у меня тоже до 2,5 лет держался за юбку и даже сейчас порой предпочитает не со сверстником играть и общаться а повертеться около взрослых если они разговаривают или что то делают. но с определенного момента, как у него проснулся интерес к общению с другими детьми - с удовольствием играет и со сверстниками и с детьми постарше если есть возможность :)

[identity profile] paddyradz.livejournal.com 2012-10-22 05:01 pm (UTC)(link)
спасибо. хороший интересный пост.
пойду тож читать Эриксона:)

[identity profile] totoroshka.livejournal.com 2012-10-22 07:57 pm (UTC)(link)
в мемориз
спасибо за точные мыслевыражения. у меня бы не получилось

[identity profile] julam.livejournal.com 2012-10-23 10:27 am (UTC)(link)
Спасибо!

[identity profile] rigatta.livejournal.com 2012-10-23 10:53 am (UTC)(link)
Полностью согласна. Меня тоже скорее удивляют некоторые дети совсем еще юного возраста, которые сходу начинают общаться-обниматься со взрослыми. Это как-то настораживает несколько. Все-таки распознавание "свой-чужой" очень важно, мне кажется.

[identity profile] mymka.livejournal.com 2012-11-01 06:24 am (UTC)(link)
Спасибо, согласна с Вами!
Я помню, четко помню ощущение, что когда начала выходить из садиковского детстства, то начала понимать, что бывают войны, маньяки, убийцы и прочие нехорошие штуки, просто злые дядьки и я удивлялась всё, что этот мир не так хорош и добр, как я раньше думала. Вернее, что раньше он был хорошим, а теперь поменялся. Т.е. какое-то доверие все-таки было. Такое воспоминание.
А еще однажды младший сын 2,5 года взял да и пошел за дедом чужим, который просто в шутку его позвал. Я тогда сильно напугалась. Такой тревожный колокольчик. Хотя раньше никогда так не делал он.